Интервью с Сергеем Подобным, Управляющим партнером компании Инвесториум, выпускником ИМИСП группы МВА №1 (1995-1997)

Сергей (позволю себе продолжить на «ты» - мы учились в одной группе), спасибо, что нашел время и возможность ответить на наши вопросы. Возможно, это будет единственное интервью в цикле, проведенное в таком формате.

Согласно статистике, до 70% выпускников американских МВА связывают свою дальнейшую карьеру с консалтингом, что позволяет применять на практике техники внеотраслевого мышления и использовать инструментарий стратегического анализа, приобретенные или развитые во время обучения.

В России же картина, мягко говоря, несколько иная. Абсолютное большинство выпускников по окончании программы, делая «карьерный рывок», остаются в границах отрасли, в которой они работали на момент прихода на программу.

Ты - редкое исключение. Профессиональный консалтинг стал частью твоей жизни сразу после получения диплома МВА ИМИСП. Расскажи, пожалуйста, об этом чуть более подробно.  Почему и как ты пришел в консалтинг? Какова здесь доля «закономерной случайности»?

Ответ: В развитых экономиках переход в управленческий консалтинг и инвестиционный банкинг является логичным шагом для выпускников бизнес-школ, поскольку позволяет специалистам и управленцам, получившим в дополнение к системному опыту в бизнесе еще и системное бизнес-образование, расти и развиваться не ограничиваясь рамками отдельного бизнеса или отрасли. Важным аргументом также является традиционно высокий уровень доходов в этих секторах.

В России, согласен, все-таки все немного по-другому... но это тема отдельного разговора, скажу только, что для меня удачно сложились вместе несколько составляющих, критичных (в моем случае) с точки зрения самореализации. Это - интересные проекты, удовольствие решать нерутинные задачи вместе с неординарными людьми, постоянное чувство новизны, необходимость концентрироваться для достижения результата, возможность заниматься различными отраслями, при желании - много путешествовать, и хорошо зарабатывать.

Я пришел в это бизнес осознанно, и выбрал его из ряда других альтернатив вот уже более десяти лет назад. Когда я начал учиться на программе МВА в ИМИСПе, я работал менеджером по продажам в крупной иностранной компании, все было неплохо, но... хотелось найти что-то масштабное, динамичное и интересное - в общем, типичные юношеские амбиции. Я искал возможности заниматься «инвестициями» и «серьезными проектами», думаю, что и мой приход на программу МВА в ИМИСП был тоже частью поиска возможностей роста и развития, кстати, спасибо тебе, Дмитрий - именно ты тогда сильно мне помог сориентироваться.

«Масштабное, динамичное и интересное» я нашел в компании SIAR-Bossard (позже была приобретена группой CapGemini), в то время это была одна из немногих школ стратегического консалтинга в России - SIAR занималась стратегиями выхода на российский рынок иностранных, в основном промышленных, инвесторов. Крупнейшим клиентом SIAR в России была группа BBH (выступила главным консолидатором российского пивного рынка). Петербургским офисом SIAR тогда руководил Антон Олегович Артемьев (позднее - Президент ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»), а после его ухода на «Балтику» - Сергей Николаевич Мельниченко (позднее - Директор по стратегическому развитию Fazer Bakeries в России, второго крупнейшего клиента SIAR). Артемьев и Мельниченко до SIAR работали в ИМИСПе, и ректор ИМИСПа Сергей Кириллович Мордовин порекомендовал меня в SIAR - за эту рекомендацию Сергею Кирилловичу еще и еще раз спасибо. В общем, такая вот «закономерная случайность» во многом определила мою дальнейшую профессиональную деятельность.

 Вопрос: Мы вышли из программы МВА с огромным массивом знаний. Нас научили видеть картину бизнеса в целом, выделять проблемные области, аргументировать решения. И все-таки, в моем представлении, форма превалировала над содержанием. Большое (а, возможно, и большее) значение придавалось тому, как преподнести свою точку зрения, выгодно «продать свою идею». Очевидно, что дефицит этих умений и навыков в постсоветской России середины - конца 90х годов ощущался достаточно остро.

Для конкурентоспособного профессионального консалтинга требовалось форсированное «приращение знаний вглубь»... Как ты добирал эти знания? Как вырабатывал свои «бостонские консалтинговые матрицы», создавал свой собственный запатентованный инструмент? Кто и что помогало тебе в этом?

Ответ: Когда я закончил Университет (отделение переводчиков), я уже неплохо изъяснялся на английском, но думаю что по-настоящему я научился говорить только в процессе практически ежедневного общения с иностранными заказчиками и партнерами. Так и с управленческим инструментарием - только его системное применение на практике дает полностью раскрыться знаниям, полученным пусть и в самой престижной бизнес-школе.

С серьезным заказчиком (а зачастую это не столько твой единомышленник, сколько оппонент, которого еще нужно убедить в правильности и необходимости тех или иных действий, которые могут не совпадать с его собственными планами и взглядами) просто так «преподнести свою точку зрения», и «продать свою идею» не получится, если только ты не обладаешь авторитетом в данном вопросе, основанном на успешном опыте решения аналогичных задач.

Конечно же, важна система знаний, но для того, чтобы «академический багаж» превратился в эффективный инструмент - то есть, чтобы ты был настолько эффективен, что специалисты в своем деле были готовы платить немалые деньги за использование твоих знаний и опыта в их собственном бизнесе! - нужна практика, практика, и еще раз практика.

Свою практику я получаю в ходе выполнения разнообразных проектов (стратегия и реорганизация бизнеса, выход на новые рынки и экспансия на уже освоенных, покупка и продажа бизнеса, обоснование и привлечение инвестиций,  управление проектами) для различных заказчиков в разных отраслях, начинал как рядовой член проектной команды, потом как менеджер проектов, сейчас - как управляющий партнер специализированной компании.

 Вопрос: В твоей команде на разных этапах было немало талантливых молодых специалистов, будущих профи консалтинга (в том числе - выпускников программы высшего образования ИМИСП). У тебя есть свои рецепты передачи знаний, раскрытия секретов профессии, наставничества?

Ответ: Да, форма «было» вполне уместна - на фоне «перегретого» рынка последних лет Инвесториум не обошла стороной кадровая лихорадка, которая, впрочем, неизбежна в молодой динамично развивающейся компании в процессе становления команды.

Честно говоря, каких-то рецептов у меня нет, я вообще считаю, что я плохой «учитель», и могу что-то передать только тому, кто сам что-то хотел бы «взять». Ребята, которые получили подготовку в Инвесториуме, вполне успешно себя чувствуют в других компаниях и отраслях. Но думаю что это не моя заслуга - сказывается системная методологическая база Инвесториума, и здесь есть вклад ИМИСПа, ведь подготовку в ИМИСПе получил не только я, но и многие мои бывшие и нынешние коллеги, партнеры и заказчики.

 Вопрос: Профессиональный консультант, знающий о бизнесе «все, ну или почти все», должен в первую очередь сам быть весьма эффективен как управленец. Многое ли из того, что Инвесториум рекомендует своим клиентам, ты сам применяешь в практической деятельности?

Ответ: В Инвесториуме мы стараемся делать все ровно так же, как и для наших заказчиков. Первое - необходимо эффективное стратегическое планирование. Это основа всего. Если ты не понимаешь, что, зачем и как ты делаешь - сложно рассчитывать на успех. Второе - это бизнес-процессы. Они должны быть максимально эффективны. Эффективнее, чем у твоих заказчиков, иначе тебе нечего им предложить. Эффективнее, чем у твоих конкурентов, иначе тебя вытеснят с рынка. И третье - это качественная реализация. Будь то реализация инвестиционного проекта, решение выделенной бизнес-задачи или комплексная реорганизация бизнеса, ты всегда должен работать с максимально возможным качеством.

Вопрос: Какие области бизнеса, менеджмента представляют для тебя наибольший интерес сейчас. В каком направлении интересно развиваться с профессиональной точки зрения? За какими стратегическими, консалтинговыми и прочими «конструктами и концептами» будущее?

Ответ: С точки зрения функциональной специализации - это стратегическое и инвестиционное планирование и управление проектами, в общем, это и есть мои ключевые компетенции. С точки зрения отраслевой специализации - сейчас наибольший интерес для меня представляет коммерческая недвижимость. Рассчитываю пройти здесь такой же путь, как и в энергетике - на фоне реформы отрасли Инвесториум реализовал порядка десятка штучных проектов в энергетике и инфраструктуре. Сейчас работаю в крупном инвестиционном проекте - несмотря на кризис, он претендует остаться в пятерке крупнейших в коммерческой недвижимости в Петербурге на ближайшее десятилетие.

Антон Олегович Артемьев говорил: «во всем, что ты делаешь, должен присутствовать здравый смысл» - всегда перепроверяю «конструкты и концепты» на наличие такового. От себя также добавлю, что я верю, что все гениальное - просто.

 Вопрос: Пользуясь случаем, твои пожелания ИМИСП в год его 20-летия ...

Для меня, как думаю и для десятков (или уже сотен?) других выпускников, ИМИСП стал трамплином в профессиональной карьере, и я благодарен ИМИСПу и его преподавательскому составу за то, что помогли мне определиться со сферой моих профессиональных интересов. В 20-летний юбилей я желаю ИМИСПу всегда быть флагманом российского бизнес-образования, каковым он является с момента своего основания.


Источник: IMISP.ru